Феофраст

Феофраст
    Феофраст из Эреса, сын Меланта (который был сукновалом, как утверждает Афинодор в VIII книге "Прогулок"). Вначале он слушал в родном городе своего земляка Алкиппа, потом учился у Платона и наконец перешел к Аристотелю; а когда тот удалился в Халкиду, Феофраст принял от него школу в 114-ю олимпиаду. Говорят, у него даже раб был философом, а звали этого раба Помпил, – как утверждает Мирониан Амастрийский в I книге "Исторических сравнений".
    Был он человек отменной разумности и трудолюбия; по словам Памфилы в 32-й книге "Записок", у него учился даже Менандр, сочинитель комедий, да и во всем прочем он отличался готовностью к услугам и любовью к наукам. Его принимал Кассандр, и за ним посылал Птолемей; афиняне же настолько были к нему расположены, что когда Агнонид посмел обвинить его в нечестии, то сам едва не подвергся наказанию5-25. Беседы его посещало до двух тысяч учеников5-26. В письме к перипатетику Фанию он говорит, между прочим, и о преподавательстве5-27: "Нелегко подобрать по вкусу даже узкий круг слушателей, не только что широкий. Чтения требуют исправлений; а отложить их и пренебречь ими – этого юный возраст перенести не может". Это то самое письмо, в котором он обзывает кого-то педантом5-28.
    Несмотря на все это, пришлось и ему вместе с другими философами удалиться в изгнание, когда Софокл, сын Амфиклида, внес закон, чтобы никто из философов под страхом смерти не возглавлял школу, кроме как по решению совета и народа. Однако на другой год они вернулись, так как Филон обвинил Софокла в противозаконии, закон этот был афинянами отменен. Софокл наказан пенею в пять талантов, а философам дозволено было воротиться, с тем чтобы и Феофраст воротился и жил, как прежде.
    Звали его Тиртам, Феофрастом же ["богоречивым"] его наименовал Аристотель за его божественную речь. Он был влюблен в сына Аристотеля, Никомаха, хоть и был его учителем (так утверждает Аристипп в IV книге "О роскоши древних"). Аристотель, говорят, повторил о нем и Каллисфене то же, что Платон (как было сказано) говорил о Ксенократе и о самом Аристотеле, – ибо Феофраст сверх всякой меры исследовал своим острым умом все умозримое, Каллисфен же был от природы вял, и поэтому одному была нужна узда, другому – шпоры5-29. Говорят, у Феофраста был свой сад, купленный уже после смерти Аристотеля с помощью Деметрия Фалерского, друга его. Известны остроумные его высказывания: так, он сказал, что надежней конь без узды, чем речь без связи; а одному гостю в застолье, не проронившему ни слова, он сказал: "Коли ты неуч, то ведешь себя умно, а если учен, то глупо". И не раз он говорил, что самая дорогая трата – это время.
    Скончался он в преклонном возрасте, восьмидесяти пяти лет, декоре после того, как отошел от занятий. Вот наши стихи о нем:
        Нет, не пустые слова завещаны смертному роду:
        Сломится мудрости лук только, расслабь тетиву,
        Так Феофраст был жив и силен, покуда трудился,
        А отрешась от трудов, в вялом бессилье угас5-30.
    Говорят, ученики его спросили, что он им заповедует? Он ответил: "Заповедать мне вам нечего – разве лишь сказать, что многие жизненные услады только по видимости славятся таковыми. Едва начав жить, мы умираем5-31; поэтому ничего нет бесполезнее, чем погоня за славою. Будьте же благополучны, а науку мою или оставьте – ибо требует она немалого труда, – или отстаивайте с честью, и тогда будет вам великая слава. В жизни больше пустого, чем полезного. Мне уже более вам не советовать, как вести себя, смотрите же сами, что делать и чего не делать. И с такими словами он, говорят, испустил дух. И есть рассказ, что афиняне воздали ему последнюю почесть всенародным пешим шествием.
    Фаворин рассказывает, что в старости его носили на носилках, – так повествует Гермипп, ссылаясь на сообщение Аркесилая Питанского Лакиду Киренскому.
    Он тоже оставил великое множество книг, которые я счел за нужное здесь перечислить, ибо они полны всяческих достоинств. Вот они:
    "Аналитика первая" – 3 книги, "Аналитика вторая" – 7 книг, "Об анализе силлогизмов", "Обзор аналитик", "Упорядоченная топика" – 2 книги, "О споре, или Рассмотрение доводов в прении", "О чувствах", "Возражение на Анаксагора", "Об Анаксагоре", "Об Анаксимене", "Об Архелае", "О соли, молоке и квасцах", "Об окаменелостях" 2 книги, "О неделимых линиях", "Беседы" – 2 книги, "О ветрах", "Различия добродетелей", "О царской власти", "О воспитании царя", "Об образах жизни" 3 книги, "О старости", "О Демокритовой астрономии", "О метеорологии", "Об образах", "О соках, красках и мясе", "О миростроении", "О людях", "Диогеновский сборник", "Определения" – 3 книги, "О любви", "Еще о любви", "О счастье", "О видах" 2 книги, "О припадочной болезни", "О вдохновении", "Об Эмпедокле", "Сжатые умозаключения" – 18 книг, "Возражения" – 3 книги, "О добровольном", "Обзор Платонова "Государства"" – 2 книги, "О разнице голосов у животных одной породы", "О совокупных явлениях", "О животных, которые кусаются и брыкаются", "О так называемых завистливых животных", "О животных, пребывающих на суше", "О животных, меняющих цвет", "О животных, обитающих в норах", "О животных" 7 книг, "О наслаждении по Аристотелю", "Еще о наслаждении", "Положения" – 24 книги, "О тепле и холоде", "О головокружении и помрачении", "О поте", "Об утверждении и отрицании", "Каллисфен, или О страдании", "Об усталости", "О движении" 3 книги, "О камнях", "О моровых болезнях", "О малодушии", "Мегарик", "О меланхолии", "О металлах" 2 книги, "О меде", "О Метродоровом сборнике", "К метеорологии" – 2 книги, "О пьянстве", "Законы в азбучном порядке" – 24 книги, "Обзор законов" – 10 книг, "К определениям", "О запахах", "О вине и масле", "Первые предпосылки" – 18 книг, "Законодатели" – 3 книги, "Политики" – 6 книг, "Политические обстоятельства" – 4 книги, "Политические обычаи" – 4 книги, "О наилучшем государственном устройстве", "Сборник вопросов" – 5 книг, "О пословицах", "О замерзании и таянии", "Об огне" 2 книги, "О дыханиях", "Об оцепенении", "Об удушье", "О повреждении ума", "О страстях", "О знаках", "Софизмы" – 2 книги, "О разрешении силлогизмов", "Топика" в 2 книгах, "О наказании" в 2 книгах, "О волосах", "О тирании", "О воде" 3 книги, "О сне и сновидениях", "О приязни" 3 книги, "О честолюбии" 2 книги, "О природе" 3 книги, "О физике" 18 книг, "Обзор о физике" – 2 книги, "Физика" – 8 книг, "Возражение физикам", "Об истории растений" 10 книг, "Причины растений" 8 книг, "О соках" 5 книг, "О ложном наслаждении", "Положение о душе", "О сторонних доказательствах", "О простых сомнительных случаях", "Гармоника", "О добродетели", "Исходные движения или противоположности", "Об отрицании", "О знании", "О смешном", "Вечерние вопросы" – 2 книги, "Разделения" – 2 книги, "О различиях", "О преступлениях", "О клевете", "О похвале", "Об опыте", "Письма" – 3 книги, "О самозарождающихся животных", "О выделении", "Похвальные слова богам", "О праздниках", "Об удаче", "Об энтимемах", "Об изобретениях" 2 книги, "Этические досуги", "Этические очерки", "О беспорядке", "Об истории", "Об оценке силлогизмов", "О лести", "О мире", "К Кассандру о царской власти", "О комедии", ("О мерах",) "О слоге", "Сборник доводов", "Разрешения", "О музыке" 3 книги, "О мерах", "Мегакл", "О законах", "О беззакониях", "Ксенократовский сборник", "К разговору", "О присяге", "Риторические наставления", "О богатстве", "О поэтике", "Вопросы политические, этические, физические, любовные", "Вступления", "Сборник вопросов", "О физических вопросах", "О примере", "О приступе и повествовании", "Еще о поэтике", "О мудрецах", "О совете", "О погрешностях языка", "Об ораторском искусстве", "Виды ораторских искусств" – 17 книг, "О лицедействе", "Записки Аристотелевы или Феофрастовы" – 6 книг, "Мнения физиков" – 16 книг, "Обзор мнений физиков", "О благости" ("Нравственные очерки"), "Об истине и лжи", "Разыскания о божественном" – 6 книг, "О богах" 3 книги, "Геометрические разыскания" – 4 книги, "Обзор сочинения Аристотеля "О животных"" – 6 книг, "Сжатые умозаключения" – 2 книги, "Положения" – 3 книги, "О царской власти" 2 книги, "О причинах", "О Демокрите", ("О клевете",) "О становлении", "О разумении и нраве животных", "О движении" 2 книги, "О зрении" 4 книги, "К определениям" – 2 книги, "О данности", "О большем и меньшем", "О музыкантах", "О счастье богов", "Возражение академикам", "Поощрение", "О наилучшем управлении государствами", "Записки", "О сицилийском извержении", "Об общепризнанном", ("О физических вопросах",) "Какие есть способы познания", "О лжеце" 3 книги, "Введение в топику", "К Эсхилу", "Астрономические разыскания" – 6 книг, "Арифметические разыскания об увеличении", "Акихар", "О судебных речах" ("О клевете"), "Письма к Астикреонту, к Фанию, к Никанору", "О благочестии", "Евиад", "О благоприятном времени", "Об уместных доводах", "О воспитании детей", "Другое различие", "О воспитании, или О добродетелях и умеренности", ("Поощрение",) "О числах", "Определения к изложению силлогизмов", "О небе", "К политике" – 2 книги, "О природе", "О плодах", "О животных".
    Всего 232 808 строк. Вот сколько у него было сочинений.
    Я обнаружил и его завещание: оно имеет такой вид:
    "Да будет все к лучшему; если же что случится, завещание мое таково. Все, что у меня на родине, я отдаю Меланту и Панкреонту, сыновьям Леонта. На деньги же, что положены у Гиппарха, да будет сделано вот что. Прежде всего довершить святилище5-32 и статуи Муз и все прочее, что удастся там украсить к лучшему. Далее, восстановить в святилище изваяние Аристотеля и все остальные приношения, сколько их там было прежде. Далее, отстроить портики при святилище не хуже, чем они были, и в нижний портик поместить картины, изображающие всю землю в охвате, и алтарь устроить законченным и красивым.
    Воля моя, чтобы Никомаху была сделана статуя в рост; за ваяние уже уплачено Праксителю, а доплату производить из вышеназванных средств. Поставить же ее там, где почтут за лучшее исполнители прочих распоряжений этого завещания. Так быть со святилищем и приношениями.
    Имение, что у нас в Стагире5-33, отдаю Каллину, а все мои книги – Нелею. Сад и прогулочное место и все постройки при том саде отдаю тем из названных здесь друзей, которые пожелают и впредь там заниматься науками и философией, ибо невозможно там быть всем и всегда; и пусть они ничего себе не оттягивают и не присваивают, а располагают всем сообща, словно храмом, и живут между собой по-домашнему дружно, по пристойности и справедливости. А быть в той общине Гиппарху, Нелею, Стратону, Каллину, Демотиму, Дема-рату, Каллисфену, Меланту, Панкреонту Никиппу; а если Аристотель, сын Метродора и Пифиады, пожелает заниматься философией, то и ему быть с ними, а старшим иметь о нем всяческую заботу, чтобы он сколь можно более преуспел в философии. Похоронить меня в саду, там, где покажется уместнее, ничего лишнего не тратя ни на гробницу, ни на памятник. Дополнительно к сказанному: после того, что с нами случится, заботу об уходе за храмом, памятником, садом и прогулочным местом принять Помпилу, остаться там жить и обо всем прочем заботиться, как прежде; а заботу о доходе принять самим хозяевам.
    Помпилу и Фрепте, как давно уже получившим от нас вольную и послужившим нам многими услугами, владеть беспрепятственно всем, что они от нас получили, что сами приобрели, и что я им оставил у Гиппарха, а оставил я две тысячи драхм, – о том я не раз советовался с Мелантом и Панкреонтом, и они со мною согласны. Им я завещаю рабыню Соматалу. Из рабов я уже дал вольную Молону, Тимону и Парменону; даю также и Манету и Каллию, с тем чтобы они на четыре года оставались в саду, работали со всеми и вели себя беспорочно. Из домашней утвари, сколько сочтут нужным попечители, отдать Помпилу, остальное продать. Карио-на завещаю Демотиму, Донака – Нелею, а Евбея – продать.
    Гиппарх пусть выплатит Каллину три тысячи драхм. Если бы я не знал, что и прежде Гиппарх оказывал услуги как Меланту с Панкреонтом, так и мне, а теперь потерпел крушение в своих делах, то я непременно назначил бы Гиппарха моим душеприказчиком вместе с Мелантом и Панкреонтом. Но так как я понимаю, что хозяйствовать ему с ними нелегко, то полагаю, что им выгодней получить от него положенную сумму деньгами. Пусть же Гиппарх выдаст Меланту и Панкреонту по таланту, и пусть Гиппарх выдаст душеприказчикам на все расходы, перечисленные в завещании, то, что потребуется к нужным срокам, а по совершении этого пусть он будет свободен от всех обязательств передо мною, а о чем он договорился от моего имени в Халкиде, то пускай останется за ним.
    Душеприказчиками над всем, что записано в завещании, быть Гиппарху, Нелею, Стратону, Каллину, Демотиму, Каллисфену, Клесарху. Завещание за печатью Феофраста положено в списках: первый – у Гегесия, сына Гиппарха, а свидетели – Каллипп из Паллены, Филомел из Эвонима, Лисандр из Гибы, Филон из Алопеки; второй – у Олимпиодора, а свидетели те же; третий – у Адиманта, которому его передал Андросфен Младший, а свидетели – Аримнест, сын Клеобула, Лисистрат, сын Федона из Фасоса, Стратон, сын Аркесилая из Лампсака, Фесипп, сын Фесиппа, из Керамии, Диоскурид, сын Дионисия, из Эпикефисии".
    Таково его завещание.
    Некоторые говорят, что и врач Эрасистрат тоже был его слушателем, и это вполне правдоподобно.

О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Издательство "Мысль", / 2-е изд., испр.. . 1986.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Феофраст" в других словарях:

  • Феофраст — (Theophrastus, Θεόφραστος). Греческий философ, ученик Платона и Аристотеля; последний назначил его наследником своей библиотеки. В Афинах Феофраст учил аристотелевой философии и имел множество учеников. Он умер в 287 г. до Р.Х. Из сочинений его… …   Энциклопедия мифологии

  • Феофраст — Феофраст, Theophrastos, 372–287 гг. до н. э., греческий философ и ученый. Происходил из Эреса на острове Лесбос. Был сначала учеником Платона, а затем учеником и соратником Аристотеля, после которого он руководил афинской школой. Выступления Ф.… …   Античные писатели

  • ФЕОФРАСТ — см. Теофраст …   Большой Энциклопедический словарь

  • Феофраст — (Теофраст) (372 287 гг. до н.э.) естествоиспытатель, философ, из Эреса (о в Лесбос) Льстец, покупая вместе с кем либо сапоги, забегает вперед со словами: «Твоя нога гораздо изящнее этой обуви». Человек неотесанный тот, кто поет в бане. (О… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Феофраст — Бюст Теофраста Теофраст, или Феофраст, или Тиртамос, или Тиртам (греч. Θεόφραστος, лат. Theophrastos Eresios, род. ок. 370 до н. э., Эрес на Лесбосе  ум. между 288 до н. э. и 285 до н. э., Афины)  древнегреческий философ, естествоиспытатель,… …   Википедия

  • ФЕОФРАСТ — (372 287 до н. э.) Ученик Аристотеля. Родился на острове Лесбос. Феофраст считал, что ум – божественная способность человека, а теоретическая жизнь – его главное назначение. Он различал два вида речи: относящаяся к предмету (философия) и… …   Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

  • ФЕОФРАСТ — (372 287 до н. э.) Ученик Аристотеля. Родился на острове Лесбос. Феофраст считал, что ум – божественная способность человека, а теоретическая жизнь – его главное назначение. Он различал два вида речи: относящаяся к предмету (философия) и… …   Список древнегреческих имен

  • Феофраст — • Теофраст (Феофраст) (наст. имя Тиртам; 372–287 до н. э.) – древнегреч. естествоиспытатель и философ. Один из первых ботаников древности. Ученик и друг Аристотеля; после его смерти глава перипатетич. школы. Автор свыше 200 трудов по… …   Энциклопедический словарь псевдонимов

  • Феофраст Лесбосский — Бюст Теофраста Теофраст, или Феофраст, или Тиртамос, или Тиртам (греч. Θεόφραστος, лат. Theophrastos Eresios, род. ок. 370 до н. э., Эрес на Лесбосе  ум. между 288 до н. э. и 285 до н. э., Афины)  древнегреческий философ, естествоиспытатель,… …   Википедия

  • Феофраст Эрезийский — Бюст Теофраста Теофраст, или Феофраст, или Тиртамос, или Тиртам (греч. Θεόφραστος, лат. Theophrastos Eresios, род. ок. 370 до н. э., Эрес на Лесбосе  ум. между 288 до н. э. и 285 до н. э., Афины)  древнегреческий философ, естествоиспытатель,… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»